«ПРАВОСЛАВИЕ – ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА» Беседа с православным ассирийцем Авдием Биджановым

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы – ассириец Авдий Биджанов. Поиски смысла жизни привели его в несторианскую Ассирийскую церковь Востока, но Истину он обрел в Православной Церкви. О православных ассирийцах и Урмийской миссии, о том, почему так важно знать разницу между учением Нестория и святых отцов, кто помог ему разобраться в вопросах веры, почему ассирийцам, живущим в России, необходимо богослужение на их родном языке, как связаны вероисповедание и национальная идентификация и связаны ли вообще, – беседа с Авдием Биджановым.

Священник Георгий Максимов: Здравствуйте. В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях – Авдий. Он представитель народа ассирийцев, которые входят в семью российских народов. Они начали переселяться на территорию Российской империи довольно давно, и это было связано с желанием сохранить свою жизнь, потому что ранее они жили в мусульманском окружении, и это было непросто, а подчас и небезопасно. Их приход в Россию связан также с деятельностью Урмийской православной миссии в Иране, о которой в наше время, к сожалению, мало кто знает, но которая дала много плодов. Авдий, поскольку у нас это малоизвестная страница истории, может быть, для начала вы рассказали бы вкратце о том, как произошло переселение на территорию Российской империи ассирийцев и о самой Урмийской миссии?

Авдий Биджамов: Урмийская миссия находилась в городе Урмия. Это к западу от одноименного озера в Персии. Ассирийцы жили там издавна. Они принадлежали к церкви, которая, к сожалению, отделилась от единства с Православием. Но в конце XIX века одна епархия этой церкви вместе с епископом присоединилась к Русской Православной Церкви. После чего и была учреждена Урмийская миссия – в 1898 году. Когда русские православные миссионеры прибыли в Урмию, то ассирийцы находились под гнетом мусульман, они были очень унижены и обижены той жизнью, которую вели. Как подчеркивает Ольга Ходаковская в книге об отце Пимене (Белоликове), который позже стал начальником Урмийской миссии, ассирийцы очень были рады, что русские пришли к ним на землю. Потому что благодаря именно Русской Церкви они смогли обрести спасение, найти помощь. Миссия очень хорошо развивалась. На 1905 год она имела двух епископов (этнических ассирийцев) и более 60 священников и диаконов, располагала около 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся. Но, к сожалению, после начала Первой мировой войны, а затем и революции в России она начала сталкиваться с большими проблемами. Последовали мусульманские гонения, и многие ассирийцы бежали в Россию, другие в Ирак, но многие погибли. Тем не менее, до 1962 года был ассирийский православный епископ как преемник Урмийской миссии, который окормлял православных ассирийцев в диаспоре, – сам он жил уже в США. Лично я не являюсь потомком тех православных ассирийцев, которые обратились благодаря Урмийской миссии, до обретения Православия я ходил в Ассирийскую церковь Востока.

Отец Георгий: Не могли бы вы немножко рассказать, что она собой представляет?

Авдий: Ассирийская церковь Востока – это очень интересная церковь. В нее входили все жители Востока: арабы, ассирийцы, православные евреи и представители некоторых других народов, которые проживали на территории Персии, в Ктесифоне и других городах. Это очень древняя церковь. Она входила в Антиохийскую Церковь. Ее католикос подчинялся Антиохийскому патриарху. Отношения были прекрасные. Несмотря на то, что географически ее местоположение было не очень удобное, были войны, гонения, церковь жила. И эта церковь Востока была частью древней единой Церкви, она не была отделена от христиан в других странах, и никто не смог победить ее. Но в 431 году произошел III Вселенский Собор, осудивший Нестория, – на ассирийском языке его имя произносят как Nestorius. К сожалению, впоследствии, хотя и не сразу, значительная часть церкви Востока последовала за учением Нестория, что стало причиной ее отделения от единства со всей остальной Церковью, признавшей III Вселенский Собор. В Ассирийской церкви Востока Несторий до сих пор почитается святым, также почитаются учителя Нестория – Феодор Мопсуестийский и Диодор Тарсийский, осужденные V Вселенским Собором. Они внесли свой вклад в богословие Нестория. Это богословие включает несколько положений.

Во-первых, учение о том, что во Христе две кномы. «Кнома» переводится как «ипостась». Несториане «разделяют» Христа надвое: на ипостась человека и ипостась Бога. Не так, как мы, православные, учим, что одна Божественная ипостась Сына после воплощения неслитно и нераздельно обладает Божественной и человеческой природами. Они говорят, что и природы две, и ипостаси две. Во-вторых, члены Ассирийской церкви, как правило, не называют Святую Деву Марию Богородицей. Часто они говорят, что будто бы в самом ассирийском языке нет такого слова, то есть что даже чисто по языковым причинам мы не можем Ее так называть. Но на самом деле таких препятствий нет. «Матерь Божия» звучит как «Yaldath Alaha», а «Богородица» – «Emeh Alaha». Эти слова не снижают величия и достоинства Пресвятой Владычицы Богородицы. И мы можем найти в Пешитте – древнем сирийском переводе Библии – подобное наименование, которым называет Богородицу Ее родственница Елисавета: «Матерь Господа» (Лк. 1: 43).

Отец Георгий: Все ли ассирийцы последовали за несторианами?

Авдий: Не все. Но большая часть. Другая часть стала монофизитами, но 25% остались православными христианами. Эти последние до 800-х годов имели своего католикоса, которого потом убедили поддержать ересь несторианства. После его падения в ересь Антиохийский патриарх рукоположил другого католикоса. Он оставался с православными ассирийцами, переезжая из города в город. Вообще православные ассирийцы имеют очень большое наследие. Это святой Ефрем Сирин, святой Исаак Сирин, это Иоанн Златоуст – великий светильник веры. Насаждение несторианства шло постепенно и порой довольно жестко. Например, в конце VI века в монашеских наставлениях раббана Дадшо предписывалось изгонять из монастыря «всякого брата, о котором будет известно, что он… не принимает… Мар Диодора, Мар Феодора и Мар Нестория и изложение веры их отвергает или отрицает»[1]. Но еще в VII веке в церкви Востока были епископы, учащие по-православному, что во Христе одна кнома (ипостась) и две природы. Это, например, Энана Адиабенский и Мартирий Сахдона.

Отец Георгий: Расскажите, как лично вы приняли решение прийти в Православную Церковь.

Авдий: Я был крещен в Православной Церкви, как и многие из ассирийцев. Но я не был воцерковленным человеком. Я жил, как большинство живет, без веры, к сожалению, но осознавая, что смысла в моей жизни нет. Но жизнь продолжалась, я открывал для себя много нового, стал ходить в Ассирийскую церковь Востока. Мне это очень понравилось. Почему ассирийцы посещают церковь Востока? Мои братья и сестры, которых я очень люблю, уважаю и почитаю, мои любимые родственники посещают эту церковь по нескольким причинам.  Первая: из чувства народного единства. Хотя в действительности единства тут нет, поскольку наш народ разными своими частями относится к абсолютно разным конфессиям: это и сирийцы-католики, это и монофизитская Сирийская церковь, это и Ассирийская церковь Востока, это Православная Церковь, это Халдейская церковь, это Ассирийская Католическая церковь… Как видим, большое количество разных церквей, и люди зачастую ходят туда, не зная богословия, особо не разбираясь в этом. Я ходил туда, потому что мне там нравилось, нравились люди. Особой веры у меня не было. Например, я не считал Христа моим Господом. Я просто смотрел на то, чем вообще люди там занимаются: люди молятся Богу, Бога любят. Но какого Бога? Мне не хватало знания, не хватало понимания этого. Мне нравилось богослужение на ассирийском языке, оно прекрасно и красиво для меня лично. В общем, я ходил туда всего из-за двух вещей: любви к своему народу и прекрасных песнопений. В нашем народе почитаем праздник Шара. И этот праздник с древних времен проходит в честь определенных святых. Например, Шара Мар Гиваргис – это праздник в честь святого Георгия Победоносца. Его почитают ассирийцы всех конфессий. Ассирийское предание говорит о том, что он был ассириец, так же, как и его сестра Нина, которая принесла веру в Грузию.  На праздник Шара Мар Гиваргис собирается ассирийский народ, молится и празднует, накрыты столы, танцы, все рады. Но сейчас, к сожалению, мало кто понимает, в чем смысл этого праздника. Конечно, диаконы и священники Ассирийской церкви Востока понимают, но этого нельзя сказать про обычных прихожан. Например, сколько ни спрашивал я своих родственников, близких, знакомых: а в честь кого праздник? кто такой Мар Гиваргис? – к сожалению, ответов не получал. Также я не получал ответа на другие вопросы. Я не понимал, почему Богородицу мы не можем называть Богородицей. Если Она родила не Бога, то кто Он тогда? И я заинтересовался этими вопросами, искал и нашел Истину здесь, в Православии.

Отец Георгий: А как произошло для вас открытие Православия?

Авдий: Я не могу сказать, что в Ассирийскую церковь Востока я ходил часто. Я слезно молил Бога открыться. Я не знал, какой Он и Кто Он такой. Я искал смысл жизни. У меня был учитель по естествознанию, и он говорил мне, что есть абсолютная истина и относительная. Говорил, что вся наука – это относительная истина и только один процент из ста – это истина абсолютная: это медицина, а всё другое – ложь, и абсолютной истины не может быть в этом мире. Того, что неизменно, вечно, бесконечно, быть в этом мире не может, оно не может существовать. А я думал: как не может? Тогда мы все лжем, любой наш тезис – это ложь. И оказалось, что это не так, оказалось, что Истина есть. И как мне это помогло!.. Я начал увлекаться христианством. Именно увлекаться, другого слова не подберу. Я не относился к этому серьезно. Я слушал адвентистов и других сектантов. Но однажды мне послали видеозапись одного Божиего угодника. И как сказал мой любимый отец, иерей Валентин, Господь так возлюбил его, что по Своей великой любви дал ему венец мученичества. Это прекрасный человек, иерей Даниил Сысоев. Этот человек открыл для меня ту абсолютную Истину, Которую я искал. Например, когда я спрашивал в Ассирийской церкви, является ли она абсолютно истинной, чем она принципиально отличается от Русской Церкви, то мне не давали на это ответ. Мне сказали, что ты можешь ходить и туда. Мне не говорили, что есть разница. А когда я пришел в Русскую Православную Церковь, отец Даниил Сысоев сказал мне: разница есть, туда ходить мы не можем.

Отец Георгий: То, что вы стали православным, вашу национальную идентичность не ущемило?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *