Личности Ассирии

Ашшурбанипал


(Ассурбанипал) 668 — 635 гг. до н. э.- последний крупный ассирийский царь, создатель одной из наиболее достопримечательных библиотек древности. Через 20 лет после его смерти Ассирия была разгромлена и навсегда перестала существовать. Сын грозного царя Асархаддона (Асаргаддона), вначале не готовился на царский престол, царем должен был стать его младший сводный брат. Ашшурбанипал был отдан на воспитание жрецам, которые с малых лет обучали его искусству клинописи и чтения ассиро-вавилонских и шумерских текстов. Он изучал науки своего времени, решал задачи с умножением и делением… Однако в 668 г. до н.э. Ашшурбанипал все-таки встал на престол Ассирии. Это был первый и последний её грамотный царь.
Знакомство с военно-историческими сочинениями, хрониками царей, литературой Ассирии, Вавилонии и Шумера расширило его кругозор, привило любовь к знаниям, а воспитание под руководством жрецов изощрило его ум, взрастило коварство и злопамятность. В своей жизни и государственной политике он руководствовался правилом, которое позднее у римлян стало известно как «разделяй и властвуй».
Столицей Ассирии была Ниневия, расположенная на берегу р. Тигра. Там же, естественно, располагался и дворец царя. По повелению Ашшурбанипала писцы снимали копии с глиняных «книг», хранившихся в библиотеках и храмах Вавилона, других центрах древней культуры Междуречья (которые, в свою очередь, собирали их в течение столетий). Затем «книги» сверялись и на них ставился штамп «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Если текст был неразборчив, писали: «стерто», «не знаю». Таблички свозились во дворец — таким образом, была собрана огромная библиотека, насчитывающая несколько десятков тысяч единиц хранения (до наших дней дошло примерно 30 тыс. табличек). Однако, самая древняя (известная ныне) библиотека была основана ещё раньше – царем Тиглатпаласаром 1 (1114–1076 гг. до н.э.).
Некоторые «книги» состояли из нескольких «листов» — табличек одинакового размера. На каждом листе стоял его номер, было написано название книги, которым служили начальные слова первой таблички. «Книги» в библиотеке собирались по отраслям знаний. А чтобы найти нужную книгу, обращались к «каталогам», где указывалось название книги, число строк на табличке, наконец, комната и полка, на которой она хранилась. Таблички одной книги находились в отдельном деревянном ящике. Кроме того, уже тогда догадались на каждую книгу ставить библиотечный штамп «Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии».
В Ниневийской библиотеке собирали и хранили самые различные документы: законы, купчии, донесения, контракты, приказы, жалобы, карты, планы земельных участков с указанием их площадей, справочные таблицы по математике (умножение, деление, возведение в степень, извлечение квадратного корня…), хроники, отчеты о постройке зданий и каналов, сообщения астрономов, книги по химии (например, как соорудить плавильную печь и изготовить эмаль различных цветов). Среди них были таблички и с записью музыки. Глиняные письма хранились (и пересылались) в глиняных же «конвертах», перед чтением конверт приходилось разбивать. С писем Ашшурбанипал снимали копии, на них писали имя гонца, которому было доверено доставить донесение.
Хранились в библиотеке и печати-штампы, одним нажимом которых воспроизводили целую «страницу» – 1 сторону глиняной таблички – для изготовления большого количества копий с какого-нибудь циркуляра или указа. Применялись также штампы не только для «печатания» книг, но и для получения оттисков на глазированных облицовочных кирпичах, цилиндры-печати со сложными рисунками. С особой тщательностью Ашшурбанипал собирал в библиотеке медицинские книги, особенно с записью заклинаний от болезней, а также с описанием лекарственных трав, некоторые из них применяют и сейчас. Много хранилось шумеро-ассирийских словарей, сборников грамматических правил, примеров и упражнений.
Всего в библиотеке хранилось примерно 700 сочинений, из них 200 приходится на литературные произведения. Различные мифы, легенды, предания древних шумеров (в частности, мифы о потопе, о космических пришельцах), вавилонян и ассирийцев стали известны благодаря библиотеке Ашшурбанипала. Именно в ней сохранилось самое древнее литературное произведение мира, шумерский эпос о Гильгамеше (ок. 2400 г. до н.э.), потом переведенный на ассирийско-вавилонский язык. Записан он был в стихах на 12 глиняных табличках. Эпос «О все видавшем» оказал огромное влияние на всю мировую литературу. Исследователи нашли аналогии с ним не только в древнегреческих и древнеримских сказаниях, но и в скандинавских сагах, индийском эпосе, мифологии Будды и Магомета.
Значение «глиняных книг» для истории культуры, науки огромно, его нельзя переоценить. Это понимал и сам Ашшурбанипал, который писал: » Я велел начертать на плитах славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена во дворце моем, я разделил их на разделы, и я, царь людей, любимец богов, я умею даже читать их». Кроме того, библиотека царского дворца была, вероятно, публичной (для правящей администрации). Вот слова Ашшурбанипала: «Это клинописное письмо, проявление бога Набу, бога высшей миссии. Я его написал на табличках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных».

Царица Семирамида и царь Нин

Семирамида (ассирийское имя Шаммурамат) правила Ассирией в конце IX века до н.э. Эта царица известна не только своей красотой и завоевательными войнами, но согласно преданию, специально для нее было возведено знаменитое чудо света — «Висячие сады Семирамиды», которые на деле ошибочно связывают с ее именем.

С рождением великой ассирийской правительницы связано несколько легенд, одна из которых гласит, что девочка была дочерью богини Деркето, которая зачала дочь от простого смертного. Чтобы боги не разгневались, Деркето решила скрыть плод своей любви и, убив любовника, оставила дочь в горах. Девочку кормили голуби до тех пор, пока ее не нашли пастухи, которые и воспитали маленькую Семирамиду. Когда она выросла, ее увидел царский советник и начальник войск Оанн. Пораженный совершенной красотой юной пастушки, он забрал ее у отца и сделал своей любимой супругой. О жене Оанна ходило множество слухов, а тот, боясь показать совершенное лицо жены другим мужчинам, скрывал ее от любопытных глаз.

Прослышал об удивительной красоте Семирамиды основатель Ассирии царь Нин и пожелал встретиться с ней. Женщину привели во дворец, и Нин сразу же решил оставить ее у себя.

По другой версии, Оанн страстно любил супругу, не хотел с ней расставаться даже на день и брал ее во все военные походы. Чтобы не быть узнанной, Семирамида одевала просторные шаровары, которые скрывали от мужчин ее тонкие ступни, и перчатки, под которыми прятала белоснежные кисти рук. Хитрая Семирамида выдавала себя за юношу. Однако проницательный Нин в одном из походов заметил, что под странными одеждами прячется вовсе не мужчина, а юная женщина, и приказал Семирамиде немедленно сбросить с себя покрывало. Пришлось повиноваться царю и открыть лицо. Нин наконец увидел удивительную красоту жены своего советника.

Так это было или иначе, но царь был столь восхищен прелестью красавицы, что тут же вызвал к себе Оанна и предложил ему отдать супругу своему повелителю. Оанн не посмел отказать царю. Храбрый воин не нашел иного выхода, как вонзить себе в сердце нож. Так Семирамида стала вдовой и любовницей ассирийского царя.

Нин был счастлив. Он дарил любимой драгоценные камни, привозил из военных походов различные диковинные подарки… Но Семирамида не могла забыть любимого Оанна. И даже рождение сына, которого нарекли в честь отца Нинием, не смогло растопить холодное сердце красавицы.

Царь, желавший завоевать любовь прекрасной Семирамиды, однажды обратился к той с мольбой о взаимности и обещал выполнить все, что только она не пожелает. Дерзкая женщина потребовала у царя отдать ей трон на несколько дней и не вмешиваться в то, что она станет делать, будучи царицей. Нин удивился, но все же дал согласие и велел йринести супруге царские одежды.

Семирамида оделась в длинную, украшенную драгоценными камнями тунику, обернулась в вышитую золотыми нитями мантию и, взяв в руки меч, стала управлять государством. Сначала ее приказы казались вовсе безобидными и не вызывающими подозрений. Однако коварная обольстительница лишь проверяла слуг. Когда же она удостоверилась, что те служат ей преданно и беспрекословно выполняют все указы, Семирамида приказала им схватить царя Нина и казнить его. Так, Семирамида стала хозяйкой Ассирии, а доверчивый Нин пал жертвой собственной любви.

Царица пожелала похоронить мужа достойно. Она поместила прах убитого во Дворце царей, а над его могилой возвела внушительных размеров террасу. Отдав последние почести супругу, ассирийская царица решила навсегда забыть его.

Новая владычица правила сурово и смело. Она вела многочисленные войны против Мидии, совершала военные походы в Египет, Эфиопию и даже Индию, ей так же приписывают строительство Вавилона — крупнейшего города древней Азии.

Построила она новую столицу для того, чтобы превзойти Нина, который в свою честь воздвиг прекрасную Ниневию. Для себя властолюбивая Семирамида желала построить город в несколько раз величественнее и грандиознее. На строительство Вавилона, который располагался на реке Евфрат, царица не жалела ни сил, ни средств из казны, ни фантазии. До сих пор история этого величественного города, в котором временами проживали сотни тысяч человек, продолжает скрывать в себе множество загадок и тайн.

Когда сын Семирамиды и Нина подрос, царица стала замечать в нем скрытую ненависть. Скорее всего, юноше рассказали о том, как был убит его отец и каким образом мать стала единолично управлять Ассирийским царством. Достигнув зрелого возраста, Ниний начал всерьез помышлять о заговоре против матери, однако стареющая царица предупредила его и добровольно отказалась от трона, передав власть сыну. По одной легенде, Семирамида превратилась в голубку и улетела, по другой версии она была убита соратниками сына. Однако с тех пор голубь считался в тех краях священной птицей, приносящей радостную весть, а Семирамида почиталась богинею.

В 606 году до н.э. Ниневия была разрушена, а на ее руинах возникли города Нововавилонского царства. Ассирия перестала существовать и навсегда ушла в историю.

А прекрасные Сады Семирамиды, прославившие имя ассирийской царицы, были построены спустя два века после ее кончины царем Навуходоносором II. Великий завоеватель пожелал соорудить их для своей любимой жены. Известно, что она происходила из горных мест и сильно скучала по отечеству. Навуходоносор построил для супруги великолепные террасные сады, имитировавшие горы. На огромные стены рабы натаскали плодородную почву, провели дренажную систему и организовали постоянный полив. В садах развели самые удивительные растения и цветы, напоминавшие роскошные заросли мидийскихлесов, откуда была родом возлюбленная вавилонского царя.

Легенды и истории о правительнице Ассирии Семирамиде, которая правила великим государством в течение более чем сорока лет, дошли до современников благодаря историку Диодору (I в. до н.э.), рассказавшему о жизни великой повелительницы, одной из самых известных женщин-цариц.

Почитание Нерукотворного образа – плата с ликом Спасителя – берет свое начало после исцеления царя Авгаря, правившего в Едессе с 9 по 46 гг. Едесское царство первым признало учение Христа государственной религией. Слава о чудесах Спасителя дошла до г.Едессы, за рекой Евфратом. Князь этого города Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа прийти к нему и исцелить его или позволить Анании изобразить Свой лик и принести в Едессу. После того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры). О Нерукотворном образе Спасителя пишет Иоанн Дамаскин в «Трех речах в защиту святых икон»: «Некто рассказывал историю: когда Авгарь, царь Едессы, отправил своего художника, дабы тот написал образ Господа, но тот был не в состоянии сделать это из-за лучезарного сияния лика Его. Тогда Господь положил верхнее платье на Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на платье и отправил изображение жаждущему Авгарю». Авгарь с благоговением принят Нерукотворный образ Спасителя и исцелился. Спас Нерукотворный был помещен в нише над городскими воротами Едессы; впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком — на черепице. В царствование Константина Багрянородного, в 944 году, Нерукотворный образ Спасителя был принесен в Царьград 16 августа. В этот день и установили празднество. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г., но иконы Нерукотворного образа, или иначе «Спас Нерукотворный”, встречаются очень часто. На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со стекающими каплями крови. В православной церкви прославление Нерукотворного Образа Спасителя распространилось в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом Спаса из Едессы в Константинополь. В Древней Руси Спас Нерукотворный известен в храмовых росписях XII века Спасо-Мирожского собора (1156 г.) и Спаса на Нередице (1199 г.) .

Михаил Юханович Садо
 
Родился 9 июня 1934 года. Родители — ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции (вилайет Хаккяри) в 1916 году. В семье было четверо детей (трое мальчиков и девочка). На волне массовых репрессий против ассирийцев, дед Михаила Юхановича (священник Исхак Садо) был расстрелян в 1938 году, а отец (Юханна) дважды отбывал тюремное заключение в 1938 и 1948 годах. (в общей сложности он провёл в лагерях 17 лет). В годы Великой Отечественной войны семья, оставшаяся без кормильца, была вынуждена эвакуироваться из блокадного Ленинграда в село Урмия Краснодарского края. Окончил Восточный факультет ЛГУ. Дипломная работа: «Современные ассирийские диалекты СССР» (Барвар, Альбак и Гявар). В 1964 году вместе со своими единомышленниками (И. В. Огурцовым, Е. А. Вагиным, Б. А. Аверичкиным) основал подпольную антикоммунистическую организацию — Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН). В 1967 году арестован КГБ. На вопрос судей о мотивах своей деятельности заявил: «Россия мне мать. Мог ли я спокойно смотреть на страдания своей матери?!». Осуждён по ст. 64 п. «a», ст. 72 УК РСФСР и приговорён к 13 годам ИТК строгого режима (из них первые три — тюремного содержания). Властями Российской Федерации до настоящего времени не реабилитирован. По возвращении из ссылки стал преподавателем классического иврита и арамейского языка в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, а затем и её профессором. В 1962 году вступил в брак. Супруга — Зинаида Ивановна, 1937 г.р. В 1961 году вернулась из Ирана, куда была изгнана вместе с родителями во время сталинских репрессий. Дети: Гиваргиз 1963 г.р. (бизнесмен) и Саргон 1965 г.р. (игумен Стефан, заведующий библиотекой Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии). 30 августа 2010 года Михаил Юханович Садо скончался. Общественная деятельность Инициатор ассирийского национально-культурного движения СССР в 1980-х. Основатель частной ассирийской школы просвещения в Ленинграде, 1979—1985. Основатель первых ассирийских всесоюзных фестивалей-слётов ассирийской интеллигенции в Москве и Ленинграде, 1980, 1981, 1982. Председатель Ассоциации «Атур» с 1995. Член координационного совета Ассирийского Международного Конгресса СССР, 1991—1995. Ему принадлежат переводы многих русских песен и стихов на ассирийский язык. Является автором известной песни «Бинисане» («Весна»). На протяжении многих лет собирал информацию о судьбах ассирийцев в России. Результатом этой кропотливой работы стало издание книги «Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России» (первое издание в 1990 г., второе в 2006 г.), авторство которой принадлежит его сыну иеромонаху Стефану. В 2000 г. на основании собранных им данных в Санкт-Петербурге на Левашовском кладбище на деньги ассирийской общины по проекту скульптора Ю. Г. Джибраева был установлен памятник ассирийцам-жертвам сталинских репрессий («Ассирийский мартиролог»). Михаил Юханович скончался 30 августа 2010 года
 
                                                                                                                 
    СТЕФАН (САДО)
 
                                                                                                   
 
Игум. Стефан (Садо)
Стефан (Садо) (род. 1965), игумен, заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии. 
В миру Садо Саргон Михaйлович, родился 13 июля 1965 года в Ленинграде, в семье Михаила Юхановича (9 июня 1934 — 30 августа 2010) и Зинаиды Ивановны (1937 г.р.) Садо. 
После школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию, после её окончания — в Ленинградскую духовную академию. 
В 1989 году был пострижен в монахи и в том же году рукоположен во священники. Был оставлен благочинным храма Академии, и был им в течение 7 лет. 
В 1990 году он с отличием закончил академию. Его кандидатская работа была посвящена истории Урмийской духовной миссии. 
Когда в 1995 году встал вопрос о возрождении в Александро-Невской лавре монашеской жизни, одним из первых был включён в список будущих насельников. 
C 1996 года — заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии.
Награды:
набедренник
наперсный крест 
Труды:
Стефан (Садо), иером., Российская Православная Миссия в Урмии (1898-1918):
http://www.atranews.com/religion/sado/sado.htm
 
Даниил Азизов 
 
  Священник Даниил Азизов родился в г. Ростове-на-Дону, 31 мая 1972 года. 
  В 1987 г. — окончил школу,
  В 1990 г. — окончил техническое училище,
  В 1991 г. — поступил в Ставропольскую Духовную Семинарию. 
 31 октября 1993 г., митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном рукоположен в сан диакона, в Лазаревском храме города Пятигорска. 
  26 декабря 1993 г., митрополитом Гедеоном рукоположен в сан иерея, в Андреевском кафедральном соборе гор. Ставрополя. 
  В 1995 г. — окончил Ставропольскую Духовную Семинарию и направлен в Ростовскую епархию. В этом же году митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром назначен штатным священником Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасска. 
  В 1996 г. — поступил в Московскую Духовную Академию. 
4 апреля 2000 г. — архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном освобожден от должности штатного священника Вознесенского собора и назначен на должность настоятеля Свято — Георгиевского храма гор. Новочеркасска. 
  В 2001 г. — окончил полный курс Московской Духовной Академии.
«Материалы к биографическому словарю ассирийцев России» (19 — середина 20 века) книга второе издание (2006 год)

Комментарии закрыты