Ассирийцы празднуют 6767 год. Откуда пошла традиция празднования ассирийского Нового года 1 апреля, предлагаем узнать со статьи.
В первой половине XIX века ассириец X. Рассам, ученик и последователь знаменитого археолога О. Г. Лэярда — того самого который вместе с французом П.Э. Ботта открыл древние ассирийские города Дур-Шаррукин, Кальха и Ниневию, обнаружил в Ниневии, библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала. В ней было несколько десятков тысяч глиняных «книг», написанных клинописью. В них содержались сведения по всем отраслям знаний, существовавших у ассирийцев в III тысячелетии до нашей эры, в том числе и описания традиций и обычаев древних ассирийцев и вавилонян. Из них наши современники узнали о том, как праздновался Новый год в Вавилонии и Ассирии.
Это был долгий праздник, он продолжался 12 дней. Интересно, что потомки древних ассирийцев сохранили до сегодняшнего дня многие ритуалы новогоднего праздника. В Ассирии его отмечали в середине ноября (элюля) — в период, близкий к осеннему равноденствию и посвящали богу Ашшуру — главному в ассирийском пантеоне. Вавилоняне новогодний праздник встречали весной и посвящали его своему главному богу — Мардуку.
Ассирийский царь Синахериб (705-680 г. до н. э.) пытался запретить празднование Нового года в Вавилонии в период, когда Вавилон был захвачен ассирийцами: он боялся конкуренции, которую представлял богу Ашшуру глава вавилонского пантеона. Впоследствии же ассирийцы сами стали под влиянием вавилонской культуры праздновать Новый год весной.
Он начинался 1 нисана (апреля) во время весеннего равноденствия. Именно в этот период, считали вавилоняне, проявлялась власть светлого бога неба — Мардука и новые созидательные силы и боги побеждали силы разрушения и смерти. Все 12 дней новогоднего праздника считались священными. В эти дни нельзя было наказывать детей, рабов, работать, вершить суд. В одной из «книг» говорилось, что это были дни «необузданной свободы», когда весь мировой порядок ставится вверх ногами. Раб превращался в господина. В первые четыре дня Нового года разыгрывались драмы, мистерии, на площадях и в храмах читали поэмы, стихи, рассказывали легенды, мифы.
Самыми популярными были поэмы о Гильгамеше, Адапе, Этане, о нисхождении богини Иштар и другие. А в ночь с 4 на 5 апреля в храмах начинали читать миф «Энумз Элиш» — о сотворении мира. Миф гласил: было время, когда все было тьмой и водою, и царила в этом хаосе богиня-чудовище Тиамат. Но потом пришли светлые боги и отделили воду от тверди, воздух от огня, создали мир! Но каждый год чудовища хаоса во главе с Тиамат пытаются разрушить мир, затопить водой все, уничтожить светлых богов. Боги эти, бессильные перед Тиамат, обратились за помощью к Мардуку. Чтоб расправиться с Тиамат он направил ей в пасть восемь сильных ветров, а когда она задохнулась, пронзил ее копьем и разрубил пополам. Одной половиной ее тела он отлепил верхние воды от нижних. Из другой половины тела создал землю в виде полукруглой чаши. А на земле Мардук развел животных, посеял травы и рассадил деревья, населил ее людьми.
Людей он создал из крови мужа Тиамат Кингу и из глины. Победа над Тиамат возвысила Мардука над другими богами, и он стал верховным богом Вавилонии. Именно это событие отмечается праздничной процессией, которая утром 5 апреля направляется из храма Э-Зида в Барсиппе, в Вавилон — храм Э-Сагила, которой был фактически целым скопищем храмов посвященных разным богам, среди них самые большие — Мардуку и его супруге Сарпанитум. Ее участники несут корабль — считается, что на нем бог переплывает мировой океан и достигает канала, затем на корабле, поставленном на колеса, он «едет» по праздничной дороге в святилище Вавилона, «небесного мира». Это — повозка-корабль по его имени и поныне называется праздник, которым отмечается конец старого и начало нового года, — карнавал (car naval), слово это пришло в латинский язык из ассирийского словаря.
В день 5 апреля в Древней Ассирии и Вавилонии разыгрывались мистерии и изображались страсти бога Мардука. Самым распространенным сюжетом мистерий был такой: «темные» силы захватывают Мардука и заключают его в подземном царстве, внутри горы. Здесь его допрашивают, пытают, кровь заливает его одежды. Обеспокоенная долгим отсутствием мужа, богиня Сарпанитум отправляется на поиски, после долгих странствий находит подземелье, где Мардука держат под стражей, и освобождает его.
Новогодние ассиро-вавилонские мистерии узнаются и в христианских церковных драматических представлениях в период Пасхи (Пасха у ассирийцев и вавилонян по времени совпадает с Новым годом). Мистерии, разыгрываемые на пятый день новогоднего праздника, сопровождались плачем, рыданиями — это было выражение печали по Мардуку, которого злые силы держали в подземном мире. Затем следовали сцены покаяния: цари Ассирии и Вавилона каялись перед богами за все недоброе, что сделали они в прошедшем году. На шестой день все съехавшиеся в крупные города, прежде всего в Ниневию и Вавилон, чтобы принять участие в праздновании следующего — седьмого дня, ликовали по поводу спасения бога Мардука.
В этот день люди забивали множество свиней — у ассирийцев и вавилонян они были символом сил, враждебных богам. Ночь на восьмой день праздника обычно посвящали гаданиям — все хотели знать, что ждет их в предстоящем году. В дома приглашали предсказателей, гадалок, кудесников, магов. Утром восьмого дня жрецы храма Э-Сагила доставали из храмового тайника золотую статую Мардука и его трон и выносили на улицу, а вместе с нею — статуи других богов, обитавших в Э-Сагиле. Затем торжественная процессия переносила их в другой храм — «палату судеб», расположенный в северной части города, за царским дворцом.
Перед тем как отправиться в путь, приносили в жертву овцу, которая изображала чудовище Кингу, а хор жрецов при этом пел гимны, прославляющие победу Мардука над Кингу. После этого статую Мардука и его супруги Сарпанитум ставили на роскошные золоченые ладьи и несли по улице процессий в «палату судеб», куда к этому времени прибывал и сам царь. По обеим сторонам улицы были установлены барельефы с изображением священных животных: льва, орла, быка, дракона и других. Вдоль всего пути пели гимн в честь Мардука.
На девятый день нисана статую Мардука переносили в главный храм Вавилона — Бит-Акито — «жертвенный дом» недалеко от «палаты судеб». Здесь она стояла два дня, люди приносили к ней жертвенные дары. Здесь же 10 нисана праздновалась победа Мардука над Тиамат. Ночь с 10 на 11 апреля снова посвящалась гаданиям — считалось, что этой ночью, как и в ночь на 8 апреля, боги собирались перед богом Мардуком, который садился у золотого стола на место милосердия (паракку), и ждали, какую судьбу предскажет им Мардук на предстоящий год. 11 нисана статуя Мардука отправлялась в обратный путь: сначала ее переносили в «палату судеб», затем в храм Э-Сагилу, а оттуда — на корабль, который плыл по каналу к Евфрату.
Вдоль канала проходила священная улица Айибуршабу. По ней шли участники процессии — жрецы всех рангов: сангу — главные жрецы, эну — старшие жрецы, пасису — жрецы-смазыватели, рамку — совершающие возлияние, ашапу — заклинатели, макку — толкователи снов, бару — провидцы, а также жители Вавилона и гости, приехавшие на торжества. На берегу Евфрата все останавливались в ожидании, когда прибудет в лодке сын Мардука — бог Набу. После этого вся процессия возвращалась к храму Э-Сегила, куда должны были внести статую Мардука.
Царь тоже пытался войти в храм, но путь ему преграждал верховный жрец. Б. А. Туреев в книге «История Древнего Востока» пишет: «Корона и скипетр вместе с прочими царскими атрибутами отнимались у царя и клались на циновку перед богом. Затем верховный жрец бил и стегал плетью царя, стоявшего на коленях перед святилищем. (Если царь плакал, то правление будущего года должно было быть счастливым, если же он не плакал, то его правление должно было прерваться.) Только после этого царь вводился в святилище перед Мардуком, к которому он обращался с молитвенным обещанием быть послушным его решениям».
Верховный жрец обращался к царю, обещал ему помощь Мардука и увеличение его царской мощи. После этого ему возвращалось отобранное, и царь касался рук Мардука, получая тем самым от него благословение для царствования в наступающем году; если он этой церемонии не проделывал, то назывался весь год не царем, а наместником. И в этот и на 12-й день Нового года в храмах, на площадях выступали ораторы, чтецы, артисты, певцы и музыканты. 12-й день Нового года завершался «свадьбой» бога Мардука и богини Сарпанитум, а царь в это время сочетался браком с верховной жрицей.
Прошли тысячелетия со времени первого празднования Нового года в Ассирии и Вавилонии. Интересно, что в новогодних обрядах современных ассирийцев можно заметить некоторые черты этого праздника, зародившегося в древности: и сегодня устраиваются в апреле карнавальные шествия, участники которых одеты, как их далекие предки, немало таких же атрибутов присутствует в ритуалах, хотя, конечно, многие действия совершенно утратили прежний смысл, а мифы, которым когда-то верили, живут как волшебные сказки, помогающие понять, как жили люди в давние эпохи, чему поклонялись, как представляли себе мир.
Автор статьи К. Матвеев