ОСВОБОЖДЕННЫЕ ХРИСТИАНЕ ИРАКА. БЕЗРАДОСТНОЕ РОЖДЕСТВО

Боевики ИГИЛ заставляли плевать на Крест и попирать ногами икону Богородицы.

Курдские бойцы восстанавливают крест на куполе церкви Непорочного Зачатия в Каракоше, ноябрь. Фото: Сергей Пономарев. York Times

Каракош, Ирак – несмотря на то, что родные города христиан Ирака были недавно освобождены от Исламского государства, жители находились в скорби перед грядущим Рождеством.

Старые города на границе с Мосулом, в которых христиане проживали в течение многих веков, превратились в пустоши. Большинство церквей устояли, но они сильно повреждены и разграблены. Солдаты-освободители, поднимающие накупольный крест, возвращение священника, подсчитывающего потери и возжигающего свечи, – зрелища более чем печальны и безутешны, особенно, если учитывать, что большая часть христиан уже никогда не вернется домой.

Солдат охраняет Свято-Георгиевскую церковь в Бартелле, ноябрь

Освобождение Мосула от «Исламского государства» длилось три месяца. Первоначально ставилась цель отвоевания населенных пунктов, исторически принадлежавших христианам, включая самые крупные христианские города  Каракош и Барталлу.

И вот первая радость. Некоторые семьи уже вернулись и собрались праздновать вместе с христианской милицией, принимавшей участие в освободительных боях. Но совершенно очевидно, что говорить о возрождении христианской общины в Ираке еще очень рано – немногие собираются возвращаться на родину.

«Нет никакой гарантии, что, вернувшись, мы окажемся в безопасности», – говорит 65-летний Хасиб Салим, христианин из региона Мосул, покинувший родину два года назад. Нынче он живет в курдском городе Эрбиль, региональной столице.

Бартелла, Ирак, библейская сцена, уничтожены лики

Господин Салим отметил, что американское вторжение в Ирак в 2003 году и свержение диктаторского режима, обещавшее безопасность, привело только к уничтожению христианской общины в их собственной стране. В этом убеждена большая часть иракских меньшинств.
«Поверьте, до 2003 года мой сосед не знал, кто я. – говорит Салим.  – Никто не мог поинтересоваться, кто я – суннит, шиит, мусульманин, христианин».

Каракош, оскверненный алтарь Свято-Георгиевской церкви

В 2003 году в Ираке проживало около 1,5 млн христиан. К 2014 году, по мере распространения ИГИЛ из Северного Ирака, эта цифра упала приблизительно до 400 000 человек.

С тех времен тысячи людей или покинули страну, или бежали в более спокойный курдский регион. Здесь, в Эрбиле, христиане собрались в одну общину по соседству с Анкавой, и многие беженцы нашли приют в местных церквях. Наверное, это последний центр живой христианской культуры, магазины изобилуют рождественскими товарами, в продаже имеются вино и свинина.

Игнатий Ефрем Иосиф III, Патриарх Сирийской католической церкви

Когда летом 2014 года Исламское государство захватило Мосул и прилегающие к нему территории, боевики грабили христиан: отбирали деньги, ювелирные изделия, прочее имущество и ставили их перед выбором: принять ислам или платить особый налог. Почти все христиане покинули свои дома и пополнили число иракских беженцев.

Погребальный комплекс монастыря IV века сравняли с землей

Среди прочих были две христианки за 70 лет. Им довелось пережить все это. Отрезанные от своих семей два года назад, со времен начала этого хаоса, Бадреа Гигз и Зарифа Бакус находились в Каракоше. У женщин были больные мужья.

После того как их родной город был захвачен Исламским государством, мужья скончались. Две вдовы, старые подруги, стали вместе жить и вместе сопротивляться жестокому правлению исламистов, которые их грабили, пытались заставить предать свою веру и принять ислам.

Зарифа Бакус (слева) и Бадреа Гигз, беженки-христианки из Мосула

«Иногда мы молились, иногда мы плакали», – говорит госпожа Гигз в своем интервью после освобождения Каракоша, когда их нашли силы безопасности. Она уже слепа и почти не слышит. «Мы говорили о наших мужьях, детях, о наших воспоминаниях, о нашей молодости».

Женщины отмечают, что боевики ИГИЛ заставляли их плевать на Крест и попирать ногами икону Пресвятой Богородицы.

«Прости, Пречистая Дева, что я это сделала, – говорит госпожа Бакус. – Прости меня, пожалуйста».

Даже для бывших жителей Каракоша, которые хотели бы вернуться и остаться в городе, ситуация все еще не безопасная. Несмотря на то что миновали недели после возвращения города, христианская милиция до сих пор находится в состоянии боевой готовности на случай контратак исламистов.

Кафедральный собор Непорочного Зачатия, оскверненный ИГИЛ, Каракош

Христиане Ирака многое отдали Исламскому государству – дома, золото, деньги. Но большинство жителей утверждают, что это только укрепило их веру.

«Они могут разрушить наши дома, наше имущество, но не наши души», – говорит Худа Кхудхур, монахиня из Каракоша.

Сергей Пономарев и Тим Аранго

Перевод протоиерея Сергия Аракелова

The New York Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *