Из 30 миллионов живущих в мире курдов подавляющее большинство исповедует ислам, а меньшая часть – езидизм. Виктор – курд, исповедующий Православие. Он работает свечником в храме Святой Троицы в Тбилиси, много паломничал по всему миру. О том, как он пришел к Православию, об удивительных людях, встреченных им в Церкви, – наша беседа с ним.
– Виктор, расскажите, пожалуйста, как вы обрели веру.
– Когда мне исполнилось лет 16, я начал с беспокойством задумываться о том, в чем смысл жизни, и Господь открыл Себя мне.
В 1994 году 14 мая я поехал навестить свою тетю. В вагоне метро сидела девушка, в руках у нее была зажженная свеча, а сверху лампа, чтобы защищать пламя от ветра. Когда мы выходили из метро, я наблюдал за девушкой: в дверях вдруг ее свеча погасла, и по выражению ее лица я понял, что она этим очень огорчилась. Меня это удивило. Я не вытерпел и спросил про свечу. Она ответила, что наш патриарх был в Иерусалиме и впервые принес Благодатный огонь в Грузию; она несла его к себе, чтобы благодать огня вошла в ее дом. Потом она предложила пойти с ней, чтобы снова взять частичку огня. Я не смог ей отказать. Мы пришли в Кашвети, зажгли свечу и снова пошли в метро. При выходе из метро от ветра наша свечка во второй раз потухла, но на этот раз я возгорелся и предложил Нане (так звали девушку) пойти за огнем в третий раз. По дороге в храм я задавал вопросы о Боге и вере. Нана познакомила меня с Кахи, прихожанином этого храма, он ответил на мои вопросы. Господь открыл мое сердце, и всё, что Кахи мне говорил, я принял – и почувствовал: Православие – мое родное. Мы зажгли свечу и пошли в третий раз в метро – на этот раз мы пронесли огонь через двери метро благополучно. До дому Наны шли минут пятнадцать. И вдруг, когда шли по проулку, совсем неожиданно для нас огонь потух, хотя никакого ветра не было. Я очень огорчился. А Нана сказала, что я, если хочу, могу через неделю в субботу и воскресение прийти на службу.
Нана к этому времени ходила в храм только год и не могла ответить на все мои вопросы, а Кахи был круглый отличник. Он закончил университет с «красным» дипломом, а по происхождению был из княжеского рода. Он лучше всех в то время мог ответить на мои вопросы.
Наша свеча погасла, потому что огонь зажегся в моем сердце
Через неделю я пошел в храм и после не пропускал ни одной воскресной и праздничной службы. Прошло несколько лет, и одному христианину я рассказал, как я пришел в Православие, как гас наш огонь, а он мне объяснил, что огонь потух потому, что он зажегся в моем сердце.
– Как отнеслась семья к вашему выбору?
– Курды-езиды в Тбилиси очень толерантные в этом вопросе, и поэтому никто и никогда меня не укорял. Наоборот, в течение этих лет большое количество курдов Тбилиси приняло Православие. Недавно из Ирака приезжал глава всех езидов мира Мир Таксин-Бег. Обращаясь к езидам, он сказал: «Нас в Ираке мусульмане убивают, но мы, езиды, не переходим в мусульманство. Вас в Грузии никто не притесняет – а вы принимаете христианство!» Он, к сожалению, не может понять, что в Православной Церкви Бога можно услышать, увидеть, обонять, осязать и вкусить. Это живая вера. И мне нравится в ней то, что у нас есть живое общение с Богом. Это вера святых.
– А как вы начали работать в храме?
– По молитвам владыки Димитрия (Абашидзе).
Больше десяти лет назад мой друг Малхаз был в Казахстане. Как-то при выходе из церкви к нему подошла православная кореянка и спросила, не из Грузии ли он. Когда узнала, что Малхаз из Грузии, то очень обрадовалась. И сказала, что любит Грузию. Потом спросила, слышал ли Малхаз о владыке Димитрии (Абашидзе). Малхаз ответил отрицательно. Она рассказала, что при владыке Димитрии Православная Церковь в Казахстане процветала, что ни до него, ни после него такого расцвета не было и православные жители Казахстана любят его и, чтя его, любят и всех грузин. Прошло много лет, и как-то Малхаз получил от своего духовника благословение собрать материалы о жизни владыки для книги. Малхаз попросил меня помочь ему в этом. Для меня это было неожиданно, потому что в этом деле у меня не было никакого опыта и я понятия не имел, как собирать материалы о жизни человека, о котором я ничего не знаю и который умер 60 лет назад. Но отказать я не мог и согласился помочь другу.
С первых дней нашего поиска мы чувствовали Божию помощь. Материалы о жизни владыки шли к нам потоком: из Казахстана, Украины, России, Америки, из многих монастырей и архивов мира.
Мне попалась в руки книга о жизни Сталина, где упоминалось о епископе Димитрии (Абашидзе). Там было указано место его рождения: село Веджины. Где находилось это село, я не знал. Пришел на воскресную службу, слышу: батюшка объявляет, что на следующей неделе едем в паломничество в село Веджины. Радости моей не было предела. Поехал я туда и всех стал расспрашивать о владыке. Выяснилось, что последний Абашидзе переселился в Тбилиси в начале XX века. Я выписал по телефонной книге всех людей с этой фамилией (их оказалось 400) и стал обзванивать. Мой список подходил к концу, когда я всё же нашел потомков владыки.
Как-то мы получили письмо из архивов Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, где говорилось, что в Симферополе живет отец Василий Марушак, который тоже собирает материалы о жизни владыки, но его адреса нет. Долго не раздумывая, помолились Богу, прося помочь разыскать отца Василия. По интернету нашли контакты с Симферопольской епархией, позвонили в епархиальное управление – там дали номер его домашнего телефона.
Позвонили отцу Василию мы через два дня, объяснили, что мы из Грузии и что собираем материалы о жизни владыки Димитрия. Отец Василий очень обрадовался нам, сказал, что любит грузинский народ, грузинских святых и что пришлет нам все материалы о жизни владыки. Прошло время, но отец Василий медлил, а в разговорах с нами говорил, что руки не доходят, всё время занят. Но однажды, когда я в очередной раз позвонил ему, чтобы напомнить о его обещании, отец Василий взволнованным голосом рассказал мне, как к нему явился владыка Димитрий.
Явился ему владыка Димитрий и говорит: “Почему ты не пишешь мое житие?”
Вот его рассказ: «Во сне явился мне владыка и говорит: “Василий, почему ты не пишешь мое житие?” Я не узнал владыку Димитрия и спросил: “Владыка, как вас зовут?” Владыка ответил: “Димитрий”. “Извините, – говорю, – но я не расслышал, как вас зовут”. Владыка снова ответил: “Димитрий”. Но я и во второй раз не услышал. А в третий раз не спросил: было очень стыдно, владыка подумал бы, что я глухой. Разволновавшись во сне, я проснулся. Сижу и думаю: кто это мог быть? Но тут мой взгляд упал на письменный стол, где лежали фотографии владыки в последние годы его жизни – вот таким он мне и явился».
В 2003 году из Введенского монастыря, что на Украине, в Грузию привезли чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение». Настоятель монастыря отец Дамиан (Давыдов) на свои деньги восстановил место погребения владыки Димитрия (Абашидзе) и сделал надгробную плиту – в советское время могилу сровняли с землей и залили асфальтом.
Как только я узнал, что отец Дамиан в Тбилиси, я попытался встретиться с ним, чтобы рассказать, что собираю материалы о жизни владыки. И хотя наша личная встреча не состоялась, но я всё же смог поблагодарить его от имени всей Грузии за то, что он сделал.
Через два дня мне позвонил Мамука Нароашвили и сказал, что мой телефон ему дал отец Дамиан. Мамука попросил передать ему все собранные мной материалы о владыке Димитрии. Что я и сделал. Через какое-то время Мамука поехал в Киев, потом вернулся в Грузию, принял постриг с именем Константина. Наш Патриарх благословил его быть экономом при монастыре Святой Троицы. Я был на освящении монастыря, и в этот же день отец Константин предложил мне работу свечника при храме. Так по молитвам владыки Димитрия я трудоустроился.
– Вы посетили Иерусалим и Афон. Четыре раза ездили в паломничество по России. Каким образом вам это удалось при мизерной зарплате свечника?
– В 2005 году мы с друзьями поехали в паломничество в Ломиси. Там я встретил рабу Божию Екатерину. Она мне сказала: «Виктор, тут такая благодать! Что попросите, всё даст вам святой Георгий!» Иду и думаю, что бы такого невыполнимого попросить. А я всегда хотел побывать в Иерусалиме, на Афоне, посетить святые места в России, но даже мечтать об этом не мог, так как не было ни малейшей материальной возможности. И вот поднялись мы в храм, помолились. Я встал на колени, и мне на шею одели тяжеленную цепь. Весит она 35 кг или около того. Каждый, кто одевал ее, описывает вес по-разному. Говорят, она тем тяжелее для человека, чем больше у него грехов. Тот, кто взвалит ее себе на плечи и пронесет вокруг колонны три раза, может попросить у святого Георгия всё, что пожелает.
Святой Георгий помог мне паломничать
Я пополз с этой цепью вокруг столба, а сам мысленно прошу: «Помоги мне, святой Георгий, побывать у разных православных святынь по всему миру». И что вы думаете? Через два месяца я поехал в Иерусалим и в Египет на гору Синай. Потом три раза подряд в Россию. После этого был два раза на Афоне. Потом в Турции, на Украине и снова в Иерусалиме. Вот так мне святой Георгий помог в моем паломничестве. Но это не единственное чудо, которое там произошло.
– Во время паломничеств вы встречались с разными людьми. Расскажите о тех, кто особенно запомнился.
– Когда был я в Кахетии в паломничестве, остановился на ночь в одной семье. Там мне перед сном помыли ноги. Меня это очень удивило, потому что такого я нигде не видел. На Афоне я познакомился с человеком, который подарил мне 100 евро. В Ватопеде подружился с православным азербайджанцем Лазарем, очень хорошим человеком. Он оплатил мне обратную дорогу. В России я попал в одну семью, где меня приютили и помогли деньгами. Причем я ни у кого ничего не просил. Само собой так устраивалось.
Во время своих паломничеств по всему миру я встречал много удивительных людей. О каждом стоит рассказать отдельно. Вот хочу когда-нибудь написать книгу, по примеру отца Тихона, – «Мои несвятые святые».