28 сентября Православная Церковь празднует память одного из 13 Ассирийских Отцов, просветителей Грузии, преподобного Иосифа Алавердского.
Иосиф, как «цвет вожделенной девственности,» с ранних лет избрал иноческий жребий. Стал одним из тринадцати святых сирийских отцов, основателей грузинского монашества. Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Зедазнийским, святитель Иосиф поселился в Кахетии, в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком.
Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии. В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.
Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия. Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.
Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке) по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.
В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди. В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.Круг тринадцати сирийских отцов, именуемых также каппадокийскими, составился вокруг великого подвижника, преподобного Иоанна, который подвизался в Антиохии и прославился многочисленными чудесами. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. После долгого поста и молитвы он выбрал по жребию 12 учеников и отправился в путь. Лик новых просветителей Грузии составили:
Прпп. Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона, нач. XXI в., Грузинская Патриархия
Прп. Иоанн Зедазенский
Сщмч. Авив, еп. Некресский (+ ок. 560-х, память 29 ноября)
Прп. Антоний Марткопский, столпник (+ VI в., память 19 января, 16 августа)
Прп. Давид Гареджийский
Прп. Зинон Икалтойский
Прп. Фаддей Степанцминдский
Прп. Иессей, еп. Цилканский (+ VI в., память 2 декабря)
Свт. Иосиф, еп. Алавердский (+ 570, память 15 сентября)
Прп. Исидор Самтависский
Прп. Михаил Улумбойский
Прп. Пирр Бретский
Прп. Стефан Хирсский
Прп. Шио Мгвимский (+ VII в., память 28 февраля, 9 мая)
Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии. В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.
Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия. Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.
Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке) по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.
В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди. В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.Круг тринадцати сирийских отцов, именуемых также каппадокийскими, составился вокруг великого подвижника, преподобного Иоанна, который подвизался в Антиохии и прославился многочисленными чудесами. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. После долгого поста и молитвы он выбрал по жребию 12 учеников и отправился в путь. Лик новых просветителей Грузии составили:
Прпп. Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона, нач. XXI в., Грузинская Патриархия
Прп. Иоанн Зедазенский
Сщмч. Авив, еп. Некресский (+ ок. 560-х, память 29 ноября)
Прп. Антоний Марткопский, столпник (+ VI в., память 19 января, 16 августа)
Прп. Давид Гареджийский
Прп. Зинон Икалтойский
Прп. Фаддей Степанцминдский
Прп. Иессей, еп. Цилканский (+ VI в., память 2 декабря)
Свт. Иосиф, еп. Алавердский (+ 570, память 15 сентября)
Прп. Исидор Самтависский
Прп. Михаил Улумбойский
Прп. Пирр Бретский
Прп. Стефан Хирсский
Прп. Шио Мгвимский (+ VII в., память 28 февраля, 9 мая)
С известием о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии» Картлийскому католикосу Евлавию и царю Парсману предстал ангел и старцы были встречены у Мцхеты с большими почестями. Святые отцы поклонились мироточащему древу Светицховели и Ризе Господней, а затем и другим грузинским святыням. По благословению католикоса святой Иоанн и его ученики вначале обосновались на горе Зедазени, где до проповеди святой Нины находилось капище идола Задени. Монахи жили в убогих келиях, питались растительностью и непрестанно молились. Верующие, узнав о подвигах святого Иоанна и его учеников, толпами устремились к Зедазенской горе. Многие загорелись искренним желанием монашеской жизни, многие оставили суетный мир и поселились на Зедазени. Так Зедазенская гора превратилась в обитель отшельников.
Однажды ночью святому Иоанну вновь явилась Пресвятая Богородица и благословила разослать учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. Собрав утром учеников и сообщив им о явлении Пресвятой Богородицы, преподобный Иоанн сказал: «Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие.» Так святые сирийские отцы насадили подвижническую жизнь во всей стране и сделались вторыми апостолами Грузии.
Во второй половине X века жития святых Сирийских отцов были собраны и описаны католикосом Мцхетским Арсением II.