ПАЛОМНИЧЕСТВО АССИРИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

О, Грузия – нам слезы вытирая,
ты русской музы колыбель вторая.
О Грузии забыв неосторожно,
в России быть поэтом невозможно.
Евгений Евтушенко

Может ли путешествие изменить человека?.. Я не раз задавался этим вопросом и находил ответ на страницах мировой истории и литературы. Во время путешествия мы не принадлежим только себе, становимся одним целым с коллективом, и исчезают маски, мы узнаем своих попутчиков совершенно с другой стороны, будто знакомимся с ними заново. Марк Твен рассуждал на эту тему в своем романе «Том Сойер за границей»: «Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, – это поехать с ним путешествовать». Если говорить о моих ожиданиях, то они оправдались.

Наша поездка в Сакартвело не была простым туристическим приключением, мы шаг за шагом формировали международный союз православных ассирийцев России и Грузии. Важно, что всю нашу поездку сопровождала икона 13 ассирийских отцов, которую год назад Старо-Покровскому храму подарил схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Впервые представители национальной молодежной организации «Дети Ассирии» посетили Тбилиси, Кандский монастырь и познакомились с отцом Серафимом лично.

Кандский монастырь давно стал ассирийской Меккой, куда каждый год приезжают новые паломники из стран ближнего зарубежья и Европы. Поражает количество иностранцев, для которых Канда стала чем-то вроде собора Нотр-Дам в Париже, который обязательно стоит посетить, будучи во Франции. Они удивительно легко совмещают утреннее знакомство со святынями Грузии с ночными рейдами по барам и кальянным Тбилиси.

Во время геноцида 1833 года Старая Канда стала домом для многих ассирийцев из Ирана, Ирака, Турции и Сирии, и сегодня там проживает более 2000 человек. Популярность ассирийской деревни с каждым днем растет, во многом благодаря песнопениям и харизме схиархимандрита Серафима. Там все богослужения проводятся на арамейском и грузинском языках, а духовный наставник близок и понятен простым людям. О нем много пишут СМИ, а соцсети пестрят видеоотчетами очевидцев.

День первый

Каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов

Во дворе монастыря за небольшим деревянным столом мы выпили холодный кофе вместе с отцом Серафимом, говорили о житейском. Наши ребята успели сделать десяток групповых селфи, некоторые теперь хранятся и в моем телефоне. Потом мы зашли в храм, каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов. Эти святые в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после», ступив на земли Иверии в середине VI века и начав проповедовать и обустраивать монастырскую жизнь.

Жили мы в гостинице в Тбилиси и на 5 дней стали одной большой и шумной семьей. Иногда вздорили, но обиды забывались за ранним завтраком, а поздними вечерами бурно делились впечатлениями и пили черное вино (именно так грузины говорят о домашнем вине из темных сортов винограда, которое мы, приезжие, безжалостно именуем красным).

День второй

На тбилисской улице Тетрицкаройской жил обычный мальчик Годердзи Ургебадзе, рос он в семье убежденного коммуниста, но отец рано умер, и его воспитывала мама. Однажды, играя во дворе с детьми, маленький Годердзи услышал, как склочные соседки в очередной раз выясняют отношения, и одна из них сказала: «Ты распяла меня, как Христа». Незнакомое слово настолько сильно заинтересовало мальчика, что он сразу же побежал в местную церковь, чтобы узнать значение этой странной фразы. Сторож храма посоветовал ему прочитать Евангелие.

Маленький Годердзи так и сделал, начал читать, но, вот горе для покойного отца-партийца, – остановиться он уже не смог и через несколько лет знал текст Евангелия наизусть.

На 26-м году жизни он понял, что «большего героизма, чем монашество, нет», и принял монашеский постриг, получив имя Гавриил. Жизнь уготовила ему сотню тяжелых испытаний, которые он прошел только благодаря своей неисчерпаемой вере и любви к Богу.

Старца – преподобного Гавриила Афонского – многие считали юродивым и, видя его на улице, крутили пальцем у виска.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима

Он ходил босиком, ковырялся и сидел в куче мусора, приносил со свалки иконы и лампадки для своей церкви, нередко прикидывался пьяницей, побирался вместе с нищими и ночевал в земляной яме, а однажды поджег висящий на стене исполкома двадцатиметровый портрет Ленина со словами: «Грузины, опомнитесь! Господь сказал: Не сотворите себе кумира и никакого изображения его. Мы всегда были христианами. Вы поклоняетесь идолам». Безумный, что поделать… Но вот только за этим безумием была скрыта от любопытных глаз правда, о которой отец Гавриил говорил сам: «Все плохое в человеке – только случайность. Никогда не презирайте людей. Даже если видите грязных, пьяных, ругающихся скверными словами. И в них сохраняется Божий образ, в глубине, о которой, может быть, они и сами не знают. Этот образ враг замазал грязью, как можно запачкать икону. А попадёт она в добрые руки, ее очистят – и засияет…».

В последние годы своей жизни, по благословению патриарха Илии II, отец Гавриил поселился в монастыре Самтавро, который преподобный любил еще с детства.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима – тот день он провел вместе с нами.

Обитель связана не только с жизнью и смертью преподобного архимандрита Гавриила. Примечательно, что там хранятся мощи одного из ассирийских отцов – Або Некресского, который умер мученической смертью. Персы-зороастрийцы забили его камнями, отомстив за построенный на их землях православный монастырь в городе Некреси.

День третий

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
М. Лермонтов

Мы быстро поднимались в гору, не замечая торчащих из земли кочек, видя перед собой только величественный и древний храм Джвари. С вершины холма видно слияние двух рек и будто нарисованные тропы Мцхеты.

Мы вошли в храм при монастыре, и отец Серафим, стоя у креста, воздвигнутого грузинской просветительницей Нино, исполнил одно из своих песнопений. Это было завораживающе, люди в храме на мгновенье замерли, слушая схиархимандрита. Храм заполнили паломники из Европы и Ближнего Востока, которые торопились снять происходящее.

Спустившись в город, мы выпили холодный тархун и, лавируя между толпами туристов, прогулялись по ухоженным улочкам Мцхеты.

Потом была еда, какая же Грузия без вкусной еды?! Горячий пури, свежие овощи, шашлык, хинкали и, конечно же, вино… Душевные застолья, тосты и песни, нас часто звали в гости, а отказать грузину – невозможно. Наверное, поэтому застолий было больше, чем дней в нашем путешествии.

Грузины по-особенному относятся к тостам, превращая каждое поднятие бокала в настоящий ритуал. Один из тостов обязательно адресуют Патриарху Илии II, которого грузины воспринимают как отца народа.

День четвертый

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

На берегу Арагви в крестильных рубашках и в венках из белых полевых цветов, взявшись за руки, стояли две сестры. Хрупкие, они зашли в горную, дикую реку и приняли Святое Крещение. Девушек нарекли именами Ева и Габриэлла.

Так в тот день две ассирийки из Ростова-на-Дону стали ближе ко Христу. Сакральный момент в присутствии отца Серафима и братии монастыря подарил и нам радость. Для меня особенно важно то, что я смог стать восприемником сестер.

В тот же день, ближе к полудню мы приехали в Кахетию, в Бодбийский монастырь, где покоятся мощи просветительницы, почитаемой среди грузин – святой равноапостольной Нины. Это место, где время останавливается и сердце бьется так, будто выпил ведро крепкого кофе.

В храме мы вместе помолились за наших близких, живых и усопших, совершили панихиду по убитым на Ближнем Востоке за Христа и приложились к мощам просветительницы.

День пятый

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

Мы готовились с утра, ждали и предвкушали предстоящее – ночное богослужение в монастыре 13 ассирийских отцов.

28 августа ассирийцы всего мира отмечают праздник Шара Мат Марьям, и многие из них приезжают в село Старая Канда.

«Молитва есть дыхание духовного человека… молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную», – писал святитель Иннокентий Московский.

Духовная музыка той ночи тронула наши сердца. Песнопения на арамейском и грузинском языках, переплетение мужских и женских голосов, культур и национальностей превратили ночное богослужение в настоящий пир веры.

Грузия подарила нам возможность ощутить то единство, которое стерлось во времени. Ассирийцы не имеют государства, но при этом сумели сохранить свою историю, символы, традиции, а главное – веру во Христа. Разрушенная империя, жестокие расправы и гонения рассеяли ассирийцев по миру, но, несмотря на это, мы остаемся христианами.

Руководитель информационного отдела
Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов
Журналист информационного отдела
Ростовской-на-Дону епархии Елена Тумасова

24 октября 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *