Святой мученик Михаил происходил из города Эдессы1 и был сыном родителей-христиан. По смерти их он роздал нищим всё доставшееся ему по наследству от родителей имение и отправился в Иерусалим посетить святые места. В то время Иерусалим принадлежал уже мусульманам. Поклонившись святым местам, он удалился в обитель святого Саввы2 и принял здесь монашество. Спустя некоторое время, он был послан своим наставником в Иерусалим продавать изделия иноков. Его встретил здесь евнух3 мусульманской царицы Сеиды, который и взял его с собой, так как сосуды, продаваемые им, были очень красивы и хорошо сделаны, и привел к своей царице. Царица, увидав юного инока, прекрасного лицом, но тощего от пощения, прельстилась им, начала соблазнять его на прелюбодеяние и сказала:
— Будь послушен мне, и, если ты болен, я тебя вылечу от болезни.
На эти слова царицы блаженный Михаил ответствовал так:
— Я болею о моих грехах; служу же Господу моему, Иисусу Христу и не хочу слушать тебя.
Царица всячески принуждала святого к беззаконию, подобно тому, как некогда в Египте жена Пентефрия — принуждала к беззаконию Иосифа Прекрасного (Быт.39); но целомудренный Михаил не соглашался на беззаконие, так убеждая царицу:
— Нельзя мне этого делать, потому что я монах и дал обет Богу до конца дней моих непорочно сохранить чистоту моего тела. Нечестивая же женщина та, убедившись, что целомудренный инок ни за что не захочет согласиться на ее беззаконную просьбу, исполнившись стыда и гнева, приказала бить святого палками. Затем она отправила инока, как будто бы порицателя веры их, к царю, бывшему в то время недалеко от Иерусалима.
Царь, расспросив святого, приказал его развязать и убеждал его перейти в магометанскую веру.
Святой же сказал царю:
— Нельзя мне оставить Бога моего и стать последователем беса.
Царь снова стал соблазнять его:
— Проси у меня, чего хочешь, и будешь царствовать со мною.
— Прошу у тебя одного из трех, — сказал ему на это святой, — или отпусти меня к моему наставнику, или крестись во имя моего Бога, или усекновением меча отошли меня ко Христу, Богу моему.
Но царь приказал дать святому чашу с смертоносным ядом. Святой же, выпив яд, остался невредим, по слову Христа, сказанному во святом Евангелии Его: "если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мрк.16:18). Посрамленный царь приказал отсечь рабу Христову голову мечем посреди Иерусалима4. Монахи обители святого Саввы, взявши тело святого мученика, понесли его в свою лавру и с почестями положили мученика Христова вместе со святыми отцами, прославляя Христа Бога, дивного во святых Своих. Аминь.