Игна́тий
Богоно́сец, Игнатий Антиохийский (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, † 20 декабря 107, Рим) — муж
апостольский, священномученик Древней Церкви,
третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и
Еводе,
ученик Иоанна Богослова;
на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.
Родился,
вероятно, в Антиохии. Иероним
Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна
Богослова. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия
Кесарийского (IV). Согласно Евсевию,
Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20
декабря 107 года в
период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на
арене.
Прозвище, по
одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал
Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от
Матфея (18:2-5); по другой, «Богоносец» — значит «носитель
Божественного духа».
Известен как
предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время
своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены
христианским общинам Эфеса,
Магнезии, Траллии,
Филадельфии и Смирны,
пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их
территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к
Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.
О жизни и
деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным
христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды.
Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык
его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его
первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции.
Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после
апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был
преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение,
что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был
поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн
Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все
достоинства епископа».
Мученические
акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего
происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и
Дресселем в 1857 году (Martirium
Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не
указан). В этот день (по юлианскому
календарю) и совершается его память в
Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его
мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в
его сирийской версии.