17 декабря — память преподобного Иоанна Дамаскина

 
 

      Иоанн
Дамаскин
— урождённый Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби (араб. منصور بن سرجون التغلبي‎‎)
— христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви,
богослов, философ и гимнограф. Его тёзка — дед и его отец Серджун ибн Мансур
служили в Дамаске в звании «великого логофета», то есть откупщика, и при
ромейском (византийском) владычестве, и при персидской оккупации, дед
участвовал в передаче власти арабам, а отец служил при дворе халифа Абд
ал-Малика ибн Марвана. Впоследствии его сменил сам Иоанн.
По преданию, Иоанн учился точным наукам и
музыке вместе с братом Косьмой (впоследствии — епископ Маюмский) у некоего
пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). После введения вместо
греческого арабского языка как единственного государственного, около 706
года
  принял постриг в монастыре святого
Саввы близ Иерусалима и, вероятно, был рукоположен во священника

   В период иконоборчества выступал в защиту
почитания икон, автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в
которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые
различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое
тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды
подверг анафеме Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
Скончался около 753 года] (по другим данным около 780 года) и был погребён в лавре
Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. В правление
императора Андроника II Палеолога (1282—1328 гг.) его мощи были перенесены в
Константинополь. В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в
лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (близ с. Пендакомо, Кипр),
монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи
(Венеция). Уже в конце VIII века Иоанн Иерусалимлянин составил его первое
жизнеописание. В XI веке, когда Антиохия была завоевана сельджуками, монах
монастыря св. Симеона, в окрестностях Антиохии, Михаил, знакомый с греческим и
арабским языками, написал по-арабски житие Иоанна Дамаскина.


По преданию, с именем Иоанна связывают возникновение
одного из образов Богородицы. Когда в Византии возникла ересь иконоборчества,
поддерживаемая императором Львом III Исавром,
Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору.
Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн был
подданным халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в
защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено
подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору
свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него
императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан
отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади.
Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у
себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через
некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом
приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая
воспроизводится на многих списках иконы,
получившей именование «Троеручица».
Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется…».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *