Сегодня память священномученика Пимена Белоликова, епископа Семиреченского и Вернeнского. Для ассирийцев он дорог еще и тем, что в период с 1904 по 1916 годы много потрудился в Урмийской православной духовной миссии на северо- западе Персии среди ассирийского народа.
Пимен (Белоликов) (1879 — 1918), епископ Семиреченский и Верненский (Алма-Атинский), священномученик.
Память 16 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских и Российских.
В миру Белоликов Петр Захариевич, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Захария Белоликова и его супруги Марии Ивановны — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные Санкт-петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве с великим Кронштадтским пастырем — святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Обучался в Кирилловском духовном училище и в Новгородской Духовной семинарии. Окончил семинарию по первому разряду.
В 1900 году поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в числе лучших. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов.
6 августа 1903 года принял монашеский постриг.
24 августа 1903 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким).
3 июля 1904 года рукоположен во иеромонаха епископом Платоном, ректором Киевской Духовной Академии.
В 1904 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен миссионером в Урмийскую миссию.
12 августа 1904 года получает приказ о своем назначении миссионером в Урмийскую Миссию. Находясь в Персии, иеромонах Пимен вскоре овладел древнесирийским и новосирийским языками, местными тюркскими наречиями, что дало ему возможность проповедовать православным сирийцам на их родном языке. Он занимается переводами древнесирийских святоотеческих текстов, а так же переводом на сирийский язык богослужебных чинопоследований. Преподавал, а затем ректорствовал в училище при Миссии, защищал интересы православного населения перед персидскими властями. Годы его служения пришлись на т. н. персидские смуты (1906-1911 гг.). В этот период он издаёт небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут». Возведён в сан игумена.
С 1906 года помощник начальника той же миссии.
В 1911 году назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии Владикавказской епархии с возведением в сан архимандрита.
В 1912 году вновь возвратился в Урмийскую Миссию на прежнюю должность. Назначен ректором семилетнего училища при Миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Является редактором журнала «Православная Урмия». Помимо миссионерской работы, им окормлялись находившиеся в Персии казачьи войска. Ведёт переписку с архиепископом Японским святителем Николаем (Касаткиным).
К концу 1913 года у Миссии чётко просматривались перспективы широкого присоединения к Православию всего сирийского народа. Был близок к подчинению России и переходу в Православие несторианский национальный центр патриарха Мар-Шимона в Кудчанизе. Присоединение должно было привести за собой сирийцев турецких областей Гявар, Джилу, Тияры, Баз, Тхума. Но начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война, объявление 29 октября 1914 года войны России и Турции остановило дело широкого присоединения к Православию сирийцев.
Осенью 1914 года архимандрит Пимен назначен ректором Пермской духовной семинарии. Возглавляет в Перми епархиальное общество трезвости, совместно с епископом Пермским Андроником проводит чтения для народа при часовне Пермского Стефановского братства.
6 августа 1916 года хиротонисан во епископа Салмасского и назначен начальником Урмийской Миссии, куда прибыл 30 сентября 1916 года. Но сложность политической обстановки и многолетняя привязанность паствы к предшественнику епископа Пимена епископу Сергию (Лаврову) явились причиной того, что епископ Пимен стал ходатайствовать о своём переводе в Россию.
Определением Св. Синода от 3 июля 1917 года было решено уволить преосвященного Пимена от должности начальника Урмийской Миссии и назначить его на кафедру епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанской епархии.
11 октября 1917 года он прибыл в Верный, где был тепло встречен духовенством и горожанами. С первых дней владыка Пимен без устали трудится на вверенной ему ниве Христовой. «За каждой Литургией Владыка поучает паству, освещая на основании слова Божия современные события и по окончании Литургии совершает краткое молебное пение о прекращении брани. По воскресным дням в Крестовой церкви за вечерним богослужением читает акафисты и беседует с молящимися». Он возобновляет в Народном Доме воскресные дневные чтения для народа, на которых, рисуя картину бедствий России, он доказывает со всей очевидностью, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.
3 декабря 1917 года в Архиерейских покоях открывается съезд градо-верненского духовенства. Он посвящается исключительному событию в жизни Русской Церкви — избранию патриарха. В числе его насущных вопросов стоит помощь голодающим детям.
Вскоре после октябрьского переворота в городе началась гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организует церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам становится во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где служит молебен и призывает прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он проводит два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира. При всех поворотах событий епископ Пимен намерен был оставаться со своей паствой. Среди крови и страданий он видел главную свою задачу — нести утешение народу в его несчастьях.
Семиреченский владыка не мог принять декретов, направленных на уничтожение в России христианского благочестия. Это была неизбежная контрреволюция. 9 июня 1918 года ревтрибуналом начато первое дело на епископа Пимена.
Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей — вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти.
Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником, епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы как «контрреволюционные речи с амвона».
26 июня 1918 года он открывает очередной съезд Семиреченского духовенства, на котором в соответствии с постановлениями Поместного Собора архипастырь призвал народ к сплочению и единению на приходах, к радикальному обновлению приходской жизни.
Откровенная позиция преосвященного Пимена, народная любовь и доверие народа к архиерею вызвало у революционной власти решимость расправиться с ним.
16 сентября 1918 года епископ Пимен был арестован бойцами отряда Мамонтова, вызванного специально из района Сарканда, и в этот же день расстрелян в роще Баума в 8 верстах от г. Верного. Его тело было найдено в белом подряснике, закрытое листвою. Подробности этого зверства приведены писателем Д.Фурмановым в документальном романе «Мятеж». На месте, где после расстрела лежало тело владыки, ещё недавно был виден ровный прямоугольник — размером с человека — красного мха. Такого нигде больше нет во всей старинной роще. Теперь здесь стоит гранитный обелиск.
Канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви 12 октября 1997 года. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Память 16 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских и Российских.
В миру Белоликов Петр Захариевич, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Захария Белоликова и его супруги Марии Ивановны — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные Санкт-петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве с великим Кронштадтским пастырем — святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Обучался в Кирилловском духовном училище и в Новгородской Духовной семинарии. Окончил семинарию по первому разряду.
В 1900 году поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в числе лучших. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов.
6 августа 1903 года принял монашеский постриг.
24 августа 1903 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким).
3 июля 1904 года рукоположен во иеромонаха епископом Платоном, ректором Киевской Духовной Академии.
В 1904 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен миссионером в Урмийскую миссию.
12 августа 1904 года получает приказ о своем назначении миссионером в Урмийскую Миссию. Находясь в Персии, иеромонах Пимен вскоре овладел древнесирийским и новосирийским языками, местными тюркскими наречиями, что дало ему возможность проповедовать православным сирийцам на их родном языке. Он занимается переводами древнесирийских святоотеческих текстов, а так же переводом на сирийский язык богослужебных чинопоследований. Преподавал, а затем ректорствовал в училище при Миссии, защищал интересы православного населения перед персидскими властями. Годы его служения пришлись на т. н. персидские смуты (1906-1911 гг.). В этот период он издаёт небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут». Возведён в сан игумена.
С 1906 года помощник начальника той же миссии.
В 1911 году назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии Владикавказской епархии с возведением в сан архимандрита.
В 1912 году вновь возвратился в Урмийскую Миссию на прежнюю должность. Назначен ректором семилетнего училища при Миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Является редактором журнала «Православная Урмия». Помимо миссионерской работы, им окормлялись находившиеся в Персии казачьи войска. Ведёт переписку с архиепископом Японским святителем Николаем (Касаткиным).
К концу 1913 года у Миссии чётко просматривались перспективы широкого присоединения к Православию всего сирийского народа. Был близок к подчинению России и переходу в Православие несторианский национальный центр патриарха Мар-Шимона в Кудчанизе. Присоединение должно было привести за собой сирийцев турецких областей Гявар, Джилу, Тияры, Баз, Тхума. Но начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война, объявление 29 октября 1914 года войны России и Турции остановило дело широкого присоединения к Православию сирийцев.
Осенью 1914 года архимандрит Пимен назначен ректором Пермской духовной семинарии. Возглавляет в Перми епархиальное общество трезвости, совместно с епископом Пермским Андроником проводит чтения для народа при часовне Пермского Стефановского братства.
6 августа 1916 года хиротонисан во епископа Салмасского и назначен начальником Урмийской Миссии, куда прибыл 30 сентября 1916 года. Но сложность политической обстановки и многолетняя привязанность паствы к предшественнику епископа Пимена епископу Сергию (Лаврову) явились причиной того, что епископ Пимен стал ходатайствовать о своём переводе в Россию.
Определением Св. Синода от 3 июля 1917 года было решено уволить преосвященного Пимена от должности начальника Урмийской Миссии и назначить его на кафедру епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанской епархии.
11 октября 1917 года он прибыл в Верный, где был тепло встречен духовенством и горожанами. С первых дней владыка Пимен без устали трудится на вверенной ему ниве Христовой. «За каждой Литургией Владыка поучает паству, освещая на основании слова Божия современные события и по окончании Литургии совершает краткое молебное пение о прекращении брани. По воскресным дням в Крестовой церкви за вечерним богослужением читает акафисты и беседует с молящимися». Он возобновляет в Народном Доме воскресные дневные чтения для народа, на которых, рисуя картину бедствий России, он доказывает со всей очевидностью, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.
3 декабря 1917 года в Архиерейских покоях открывается съезд градо-верненского духовенства. Он посвящается исключительному событию в жизни Русской Церкви — избранию патриарха. В числе его насущных вопросов стоит помощь голодающим детям.
Вскоре после октябрьского переворота в городе началась гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организует церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам становится во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где служит молебен и призывает прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он проводит два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира. При всех поворотах событий епископ Пимен намерен был оставаться со своей паствой. Среди крови и страданий он видел главную свою задачу — нести утешение народу в его несчастьях.
Семиреченский владыка не мог принять декретов, направленных на уничтожение в России христианского благочестия. Это была неизбежная контрреволюция. 9 июня 1918 года ревтрибуналом начато первое дело на епископа Пимена.
Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей — вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти.
Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником, епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы как «контрреволюционные речи с амвона».
26 июня 1918 года он открывает очередной съезд Семиреченского духовенства, на котором в соответствии с постановлениями Поместного Собора архипастырь призвал народ к сплочению и единению на приходах, к радикальному обновлению приходской жизни.
Откровенная позиция преосвященного Пимена, народная любовь и доверие народа к архиерею вызвало у революционной власти решимость расправиться с ним.
16 сентября 1918 года епископ Пимен был арестован бойцами отряда Мамонтова, вызванного специально из района Сарканда, и в этот же день расстрелян в роще Баума в 8 верстах от г. Верного. Его тело было найдено в белом подряснике, закрытое листвою. Подробности этого зверства приведены писателем Д.Фурмановым в документальном романе «Мятеж». На месте, где после расстрела лежало тело владыки, ещё недавно был виден ровный прямоугольник — размером с человека — красного мха. Такого нигде больше нет во всей старинной роще. Теперь здесь стоит гранитный обелиск.
Канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви 12 октября 1997 года. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.