Ассирийцы Кубани

По официальным  данным в Краснодарском крае проживает чуть более трёх тысяч  ассирийцев; в России ассирийская диаспора насчитывает около 15 тысяч человек, а всего в мире их порядка трёх миллионов. На канонической территории Армавирской епархии, в Курганинском районе, есть уникальное поселенение компактного проживания ассирийцев. В 208 дворах села Урмии живёт почти 700 человек,
большая часть которых – ассирийцы. Рядом с ними гармонично и дружно проживают русские, армяне, греки, украинцы и другие народности. После русско-персидской войны 1826 – 1828 годов по ходатайству российских генералов Ермолова и Паскевича 100 ассирийских семей, активно помогавших русской армии, были переселены из Ирана в Эриванскую область Армении. После русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов ассирийские сёла появились и в области Карса. Люди, спасаясь от религиозного гнёта, искали защиты в России. На Кубани первые ассирийцы обосновались в начале прошлого века – несколько семей прибыли в Армавир из села Спурган (район Урмии на северо-западе Ирана) и занимались мелкой торговлей. В 1924 году ассирийцы переселились в небольшой хутор в 30 км от Армавира, дав ему историческое название – Урмия. В селе и в настоящее время работает ассирийская школа, где потомки древних ассирийцев изучают родной язык, свою историю и культуру.
Этноконсолидирующим фактором для ассирийцев была христианская религия, позволившая им сохраниться в окружении зороастрийского, мусульманского и
иудейского населения. При этом стоит отметить, что первоначально ассирийцы были православными. Но, к сожалению, они отошли от Православия несколько столетий назад, приняв повреждённые ересью вероучения. Вместе с тем ассирийский этнос издревле разделён двумя резко различными направлениями христианства – Сиро-яковитской церковью (миафизиты, или монофизиты) и Ассирийской церковью Востока (несториане). В XVI веке часть несториан вступила в унию с католической церковью и
основала Халдейскую католическую церковь с резиденцией в Мосуле. Другая ветвь униатов, отделившаяся от миафизитов, –сиро-католики – обосновалась в турецком городе Мардине. Среди ассирийцев были также и православные. В течение XIX века несториане неоднократно делали попытки соединиться политически и религиозно с Россией. По согласованию с авторитетными в «восточных делах» иерархами — святителями Филаретом (Дроздовым),
митрополитом Московским, и
Феофаном (Говоровым), епископом Владимирским и Суздальским, – был отобран кандидат для посылки в качестве эмиссара к несторианам.
Им стал архимандрит Софония (Сокольской), впоследствии первый епископ Туркестанский и Ташкентский, имеющий большой
опыт служения на Востоке. По результатам двух продолжительных
поездок архимандрит Софония представил в Синод справки о несторианах в Персии и Турции и об
их стремлении к Православию. В 1890-х главным инициатором движения за соединение несториан с Православием стал Урмийский епископ Мар-Ионан. В начале 1898 года было наконец принято решение удволетворить прошение о воссоединении.
Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии В.В. Болотов обосновал принципы воссоединения несториан с Православием. Подробной исторической справкой он доказал, что несториан Церковь изначально принимала по третьему чину – через отречение от ереси и покаяние, но с признанием ранее принятых ими Таинств Крещения, Миропомазания и Священства. Он же составил полный «Чин, како примати приходящих ко Православной Церкви от несторианского исповедания». Делегация несториан во главе с епископом Мар-Ионаном прибыла в Петербург. 25 марта 1898 года, в праздник Благовещения, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершилось торжество присоединения.
В том же году, вслед за присоединением к Русской Православной Церкви 10 000 ассирийцев во главе с епископом Урмийской Ассирийской Церкви Востока Мар-Ионаном, была учреждена Урмийская духовная миссия (Русская духовная миссия в Урмии). Это миссия Русской Православной Церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмии на северо-западе Ирана. Урмийская духовная миссия существовала 20 лет, с 1898-го по 1918 год. В 1904 году в Петербурге было основано Кирилло Сергиевское братство – с целью содействовать православной Урмийской миссии в Персии в обращении несториан и служить нуждам и пользе Православной Церкви в пределах Урмийской области. В том же году был рукоположен во епископа архимандрит Илия (Абрагамов).
С 1905 года миссия издавала журнал «Православная Урмия» на сирийском и русском языках. На 1905 год миссия имела двух епископов (этнических ассирийцев) и более 60 священников и диаконов; около 40 храмов и 60 школ с 2 000 учащихся (одна – при миссии, с пансионом на 50 человек).
С 1913 года начальник Урмийской миссии был возвышен до уровня епископа с титулом Салмасский.
В 1914 году из-за начавшейся Первой Мировой войны часть миссии была эвакуирована в пределы Российского Закавказья. С 1917 года Русская Церковь уже не могла более поддерживать Урмийскую миссию. Начальники миссии перестали назначаться. В 1918 году христиане Северной Персии вновь подверглись гонениям со стороны мусульман. Около 100 000 христиан бежали на юг, в Ирак. Многие из них так и не сумели спастись и были убиты. В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. В 1922 году Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской духовной миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году. В декабре 1928 года умер епископ Мар-Илия. Его преемником был избран протоиерей Моисей Геваргизов, постриженный в монашество с именем Иоанн и 18 декабря 1931 года хиротонисанный во епископа. После чего до 1945 года он
пребывал в Багдаде, где проживала большая часть его паствы. Затем эмигрировал в США, где жил до своей кончины в 1962 году, окормляя ассирийских эмигрантов.
Ассирийцы, эмигрировавшие в 1924 году из села Урмии Эриванской губернии, на Кубани образовали одноимённое поселение в Курганинском районе. Здесь существует православный приход в честь преподобного Ефрема Сирина – одного из самых известных святых Церкви Христовой из числа православных ассирийцев. Приход образован в 1996 году по благословению архиепископа Майкопского и Армавирского Александра (Тимофеева). В том же году на средства приснопамятного Петра Ивановича Айвазова, жителя села Урмии, началось строительство
храма, завершившееся в 2013 году.
Храм пока не оборудован всем необходимым для совершения богослужений: нет полноценного иконостаса, утвари, отсутствуют электричество и отопление. Но что самое главное, – здесь теперь звучит молитва. Не только православные ассирийцы участвуют в общественной молитве, но и все жители села. Отныне по благословению Преосвященнейшего Игнатия, епископа Армавирского и Лабинского, богослужения в храме преподобного Ефрема Сирина будут совершаться регулярно клириками Курганинского благочиннического округа.10 февраля 2016 года храм преподобного Ефрема Сирина отметил первый престольный праздник. В этот день были отслужены праздничная литургия и водосвятный молебен, прошёл Крестный ход. И пусть ещё есть множество нерешённых проблем и задач, но очень важно, что в центре ассирийского поселения стоит красавец храм, возвышаясь к Небесам позолоченными куполами. И, быть может, именно здесь вновь зародится Урмийская духовная миссия Русской
Православной Церкви.

 

Иподиакон Арсений Агабекян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *