Святой Еварест день памяти 8 января

Свя­той Ева­рест, ро­дом из Ма­лой Азии, Га­ла­тий­ской епар­хии, имел ро­ди­те­лей знат­ных, но име­на их неиз­вест­ны. Им­пе­ра­то­ром в Ви­зан­тий­ском цар­стве то­гда был Лев, же­сто­кий го­ни­тель ико­но­по­чи­та­ния, ко­то­рый по­гиб от ме­ча, вос­при­яв та­ким об­ра­зом до­стой­ную, как бо­го­про­тив­ник, кон­чи­ну. Пре­ем­ни­ком его был Ми­ха­ил[1], ко­то­рый так же с по­до­зри­тель­ною непри­яз­нью от­но­сил­ся к пра­во­сла­вию. Ева­рест от­рок, при­хо­дя в со­вер­шен­ный воз­раст, по­лу­чил до­ста­точ­ное об­ра­зо­ва­ние и был по апо­столь­ски для всех всем (1Кор.9:22): ро­ди­те­лям бла­го­по­ко­рен, к то­ва­ри­щам и со­се­дям доб­ро­рас­по­ло­жен, чу­жим и сво­им до­сто­лю­бе­зен, все­гда и во всем прав­див и ко всем пре­ду­пре­ди­те­лен сво­ею лю­бо­вью. С от­ро­че­ства, та­ким об­ра­зом, Ева­рест воз­го­рел же­ла­ни­ем жить по Бо­же­ствен­ным за­по­ве­дям и — воз­лю­бил ино­че­ство. Меж­ду тем отец его от­пра­вил­ся по сво­им де­лам в Кон­стан­ти­но­поль, по­шел ту­да же вме­сте с ним и Ева­рест. Там он был при­нят неким род­ствен­ни­ком сво­им, пат­ри­ци­ем Ври­ен­ни­ем, до­стиг­шим по­чет­но­го об­ще­ствен­но­го по­ло­же­ния. Через несколь­ко дней по­сле то­го ца­ри­це Фе­о­до­ре нуж­но бы­ло от­пра­вить по­соль­ство к бол­га­рам[2], по­слом на­зна­чен был вы­ше­упо­мя­ну­тый пат­ри­ций Ври­ен­ний. Он взял с со­бою и чест­но­го Ева­ре­ста. Ко­гда они до­шли до неко­е­го ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го Ску­пель[3], то оста­но­ви­лись и про­жи­ли там неко­то­рое вре­мя. Здесь бла­жен­ный Ева­рест, по осо­бо­му неко­е­му об­сто­я­тель­ству, устро­е­ни­ем Бо­жи­им, по­лу­чил сан пре­сви­те­ра, а за­тем, про­во­дя по­движ­ни­че­скую жизнь, вос­при­нял он и то, к че­му все­гда с лю­бо­вью стре­ми­лась ду­ша его, — по­стриг­ся в мо­на­ше­ство, воз­ло­жив на се­бя, та­ким об­ра­зом, столь во­жде­лен­ное ему яр­мо Гос­подне. Слу­чи­лось ему в это вре­мя при­об­ре­сти кни­гу прис­но­па­мят­но­го Еф­ре­ма[4], про­чи­тав ее и увле­ка­ясь пред­ла­га­е­мым в ней на­зи­да­ни­ем, Ева­рест стал рев­ност­ным ис­пол­ни­те­лем бла­го­че­сти­вых на­став­ле­ний Еф­ре­ма, а та­кое его ду­шев­ное на­стро­е­ние и доб­ро­де­тель­ная жизнь при­ве­ли к то­му, что ему вру­чи­ли охра­ни­тель­ные для пу­те­ше­ствия пись­ма и с мо­лит­вою от­пра­ви­ли его в Сту­дий­скую оби­тель[5]. При­быв в эту оби­тель, он был при­нят в нее, и все­це­ло по­свя­тил се­бя ино­че­ским по­дви­гам и, усмот­рев од­но­го из бра­тии осо­бен­но вы­со­ко сто­я­ще­го в ду­хов­ной жиз­ни, сбли­зил­ся с ним и при­ла­гал тру­ды к тру­дам, со­рев­нуя это­му бра­ту в вос­хож­де­нии к со­вер­шен­ству, хо­тя дру­гие и не при­ме­ча­ли то­го. Пи­ща его со­сто­я­ла из ма­ло­го кус­ка хле­ба, при­том су­хо­го, ва­ре­ную же пи­шу Ева­рест при­ни­мал толь­ко один раз в неде­лю. О дру­гих же его по­дви­гах и тру­дах невоз­мож­но и пе­ре­ска­зать, до­воль­но упо­мя­нуть, что на пле­чах сво­их по на­го­му те­лу он но­сил тя­же­лые же­лез­ные вери­ги и чрес­ла его бы­ли опо­я­са­ны. И всех он пре­взо­шел то­гда доб­ро­де­тель­ной жиз­нью сво­ею и, про­жив так бо­го­угод­но семь­де­сят пять лет, пре­дал дух свой Гос­по­ду[6].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *