Пророк Иона

 5-го октября
церковь празднует память святого пророка Ионы. Своею проповедью в 8-м веке до
Р.Х. Иона привёл к покаянию и этим спас от справедливого наказания Божиего
нечестивых жителей древнего града Ниневии, стало быть, наших единоплеменников.
Иона издревле почитается нашим народом как национальный святой.

 
                     
                     
                     
 (Подробнее : Библия. Книга пророка Ионы.)

  

  Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к не евреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля. Предание гласит, что Иона получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсисфиникийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотил кит. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, куда он и отправился. Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию. Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом:

«Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии»  (Иона.4:2)

Впрочем, всё-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нём от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно, из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарёй червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота. Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским. Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле — посольстве и проповеди в Ниневию, о нём самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога Небесного, сын Амитая» (слав. Амафии). Ценное восполнение к этим сведениям даёт Четвёртая книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» (4Цар.14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город (Нав.19:13), и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835 году до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4Цар.14:23). Войну с Сирией, результатом которой, по предсказанию Ионы, было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, ещё в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит сирийцев, только «не до скончания» (4Цар.13:14-20).

Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является, таким образом, продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в первой половине IX века до н. э.; значит, по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Елисея и даже, может быть, пророка Илии, и их преемником по пророчеству. Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиёю (4Цар.2:2-64Цар.6:1-8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4Цар.9:9-11). Другое предание, передаваемое блаженным Иеронимом, считает пророка Иону сыном сарептской вдовы, воскрешённым Илиёю (3Цар.17:17-23). Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками — Илиёю и Елисеем, приняты православной церковью и включены в службу этому пророку на 22 сентября (5 октября). Дальнейших сведений о деятельности пророка Ионы мы не имеем, кроме рассказа его книги о проповеди в Ниневии. Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов.14:83Мак.6:6,Мф.12:46Лк.11:30-32), только утверждают этот факт. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаём из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем присным»»  (3 Макк.6:6). Значит, в отечество он возвратился.


   Баута д Нинваэ  — Прошение Ниневитян

2 февраля начинается трехдневный пост «Баута д-Нинвае». Пост этот, наряду с постами Мар-Зайа и «Баута д-Бтулатэ», уникален. Он имеет двойное значение для ассирийцев – духовное и патриотическое.

 Пост «Баута д-Нинвае» или «Прошение ниневитян» установлен в VI веке н.э. епископом Мар-Савришо (который позже стал патриархом Церкви Востока) в ознаменование двух событий. Непосредственным толчком послужило чудесное избавление от эпидемии чумы, свирепствовавшей в те времена в областях Бет-Гармай и Ниневии, принадлежавших в то время Персидской империи. В легенде говорится, что во время молитвы епископу явился ангел, который велел объявить пост, покаяться и молиться об избавлении от чумы, так как она была послана людям за множество грехов.Мар-Савришо так и сделал, он призвал народ собраться в церкви и молиться. В первый же день поста, в понедельник, не было новых случаев заражения, умерли лишь люди, которые заразились прежде. Моление продолжалось непрерывно еще несколько дней. В пятницу последние симптомы чумы исчезли, а на шестой день паства причастилась, тем самым завершив свое ощищение от грехов. Увидев милость Бога, проявленную в ответ на моления людей, Мар-Савришо велел соблюдать этот пост каждый год. Позже монах Яккира подобрал тексты и гимны для молений этого поста из работ великих учителей Церкви Мар-Апрема (Св. Ефрем) и Мар-Нарсая (III и IV века до н. э., соответственно).

Мар-Савришо также предложил соблюдать этот пост в память о 40-дневном молении ниневитян в VIII веке до н.э., которое описано в книге одного из малых иудейских пророков Ионы в Библии. В легенде об Ионе говорится, что Бог разгневался на ниневитян за то, что они погрязли в грехе и роскоши, забыли о духовном. Он повелел Ионе пойти в Ниневию и призвать народ к покаянию, иначе город будет уничтожен вместе во всеми жителями, которых в то время насчитывалось около 120 тысяч. Иона сначала воспротивился приказу, он считал, что ассирийцы заслужили такую кару. Поэтому вместо того, чтобы пойти на восток, в Ниневию, он отправился на запад, отплыв на корабле в Испанию. Поднялась буря, которая почти уничтожила корабль. Корабельщики решили, что все дело в Ионе и отправили его за борт. Но так как миссия его не была завершена, Бог послал большую рыбу (скорее всего, кита, а не рыбу), которая проглотила его. Через 3 дня Иона был исторгнут из чрева рыбы на берег. Пришлось ему пойти в Ниневию и проповедовать там. Ниневитяне, к большому сожалению Ионы, отнеслись в проповеди серьезно. Царь объявил 40-дневный пост, оделся в рубище и молился вместе со всем народом. Покаяние было  принято Богом, народ и город спасен. Эта библейская история была призвана демонстрировать заботу Бога не только об иудеях, но и о всех других народах.

Пост «Баута д-Нинвае» долгие века был одним из немногих ритуалов в жизни ассирийцев, напоминавших нам как о духовном очищении, о необходимости покаяния, так и о нашей многовековой истории. Во многих текстах, выбранных Яккирой и Мар-Савришо для этого поста, упоминалась мощь древней Ассирии, ее царей, народа.

 Пост начинается в 70-й день или 10-й понедельник до Пасхи. «Баута д-Нинвае» соблюдается 3 дня, во время которых народ не принимает ни еды, ни питья (простую воду можно) каждый день до вечерней молитвы. После молитвы (около 6 часов вечера) допускается обычная постная еда. На третий день, в среду, на вечерней молитве в церкви принимается Курбана, после чего пост снимается. Следующий день называется Четвергом Благодарения. Пятница, день, в который прекратилась чума, объявлена днем великих Сирийских учителей Церкви.

 В старые времена молодые люди гадали в это время на своих суженых. Они не ели и не пили все 3 дня, после чего в среду вечером съедали лепешку, приготовленную из равного количества ячменной муки и соли (по другим источникам – щепотку муки, приготовленную из 7 видов зерен). Соблюдая после этого строгое молчание, шли спать. Молодой парень или девушка, подавшие во сне воду гадающему, считались будущими женихом или невестой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *