память одного из 13 Ассирийских Отцов, просветителей Грузии, преподобного Иосифа Алавердского

28 сентября Православная Церковь празднует память одного из 13 Ассирийских Отцов, просветителей Грузии, преподобного Иосифа Алавердского. 
 Иосиф, как «цвет вожделенной девственности,» с ранних лет избрал иноческий жребий. Стал одним из тринадцати святых сирийских отцов, основателей грузинского монашества. Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Зедазнийским, святитель Иосиф поселился в Кахетии, в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком. 
Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии. В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия. 
Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия. Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи. 
Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке) по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия. 
В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди. В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.Круг тринадцати сирийских отцов, именуемых также каппадокийскими, составился вокруг великого подвижника, преподобного Иоанна, который подвизался в Антиохии и прославился многочисленными чудесами. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. После долгого поста и молитвы он выбрал по жребию 12 учеников и отправился в путь. Лик новых просветителей Грузии составили: 
Прпп. Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона, нач. XXI в., Грузинская Патриархия
Прп. Иоанн Зедазенский
Сщмч. Авив, еп. Некресский (+ ок. 560-х, память 29 ноября)
Прп. Антоний Марткопский, столпник (+ VI в., память 19 января, 16 августа)
Прп. Давид Гареджийский
Прп. Зинон Икалтойский
Прп. Фаддей Степанцминдский
Прп. Иессей, еп. Цилканский (+ VI в., память 2 декабря)
Свт. Иосиф, еп. Алавердский (+ 570, память 15 сентября)
Прп. Исидор Самтависский
Прп. Михаил Улумбойский
Прп. Пирр Бретский
Прп. Стефан Хирсский
Прп. Шио Мгвимский (+ VII в., память 28 февраля, 9 мая)  

С известием о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии» Картлийскому католикосу Евлавию и царю Парсману предстал ангел и старцы были встречены у Мцхеты с большими почестями. Святые отцы поклонились мироточащему древу Светицховели и Ризе Господней, а затем и другим грузинским святыням. По благословению католикоса святой Иоанн и его ученики вначале обосновались на горе Зедазени, где до проповеди святой Нины находилось капище идола Задени. Монахи жили в убогих келиях, питались растительностью и непрестанно молились. Верующие, узнав о подвигах святого Иоанна и его учеников, толпами устремились к Зедазенской горе. Многие загорелись искренним желанием монашеской жизни, многие оставили суетный мир и поселились на Зедазени. Так Зедазенская гора превратилась в обитель отшельников. 
Однажды ночью святому Иоанну вновь явилась Пресвятая Богородица и благословила разослать учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. Собрав утром учеников и сообщив им о явлении Пресвятой Богородицы, преподобный Иоанн сказал: «Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие.» Так святые сирийские отцы насадили подвижническую жизнь во всей стране и сделались вторыми апостолами Грузии. 
Во второй половине X века жития святых Сирийских отцов были собраны и описаны католикосом Мцхетским Арсением II.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *